четверг, 6 января 2011 г.

Рождественская кутя (кутья)

С Рождеством Христовым!


   Рус. - кутья́, укр. - кутя,  рум. - colivă, сербск. - кольиво. 
   У восточных и западных славян кутью обязательно варят в кануны Рождества, Нового года и Крещения, так что в Полесье сами праздники-кануны называются кутья, или Бедная кутья (перед Рождеством), Богатая кутья (перед Новым годом), Голодная (Водяная) кутья (перед Крещением), у русских кутейником называют Рождественский сочельник. «На кутью» у восточных славян приглашали Мороз, диких зверей, у южных славян коливом угощали стихии, души умерших и духов болезней — чтобы задобрить их и обеспечить себе их благоволение и защиту.

Я хоть и не на востоке и не на западе живу, но в Рождество кутю всегда готовлю. В моей семье всегда ее варили жидкой, а не густой кашей. Откуда это повелось, я не знаю, но моя бабушка и ее сестры, их дети и внуки варят, только жидкую кутю. 



  На 3 л. кастрюлю:
1 стакан пшеницы "Арнаутка",
50 г мака,
100 г грецких орехов,

3-3,5 стакана сахара,
2 ст. л. меда.

Пшеницу замочить на ночь. Слить воду и сполоснуть пшеницу. Положить в кастрюлю, залить водой и поставить вариться. Когда закипит снять шум и прикрыть крышкой. Пшеницу варить до мягкости. Я ее варю до растрескивания. В горячую пшеницу добавить сахар и мед.
Запарить мак. Через 20 минут слить воду и перемолоть в специальной мясорубке для мака. Грецкие орехи растолочь или нарезать.  Мак и орехи высыпать в пшеницу.
Куте дать настояться. Я люблю, когда она настаивается ночь.


Уже второй год покупаю супер быструю пшеницу. Ее предварительно замачивать не надо. Высыпаешь в кастрюлю, заливаешь водой, ставишь вариться и через 30 минут готова!!!!!  

Рождественских калачей я не пекла, зато есть очень вкусный штолен.

2 комментария: